Мудрость Востока ценила бессловесное знание выше умения говорить. Может, отсюда и недосказанность многих этюдов и фраз, и «полёты над словами внутри воздуха», заставляющие читателя дорисовывать, воображать и думать. Биография этой, похожей на сорбоннскую студентку, девушки кажется самой обыкновенной: «английская» спецшкола и музучилище по классу фоно в провинциальной Рязани, а затем музфакультет Московского педуниверситета и преподавание в музыкальной школе. Пыталась поступить в Литинститут, но балла не хватило! В редакциях столичных журналов тоже почему-то не приглянулась. Правда, советов о том, «как надо» писать, наслушалась досыта. Вот и написала. Не увидеть и не почувствовать ироничной горечи рассказов «несостоявшейся фаворитки любви» просто невозможно. Произведения Рубановой не умещаются в проскрутово ложе всяческих «измов» — они ломают жёсткие конструкции, законы логики и жанра, паря над повседневностью и вглядываясь в неё с высоты того идеала, который томит и волнует душу с детства. Сюжет в традиционном понимании здесь отсутствует, но рассказы от этого не упрощаются: в их экзистенциальной глубине рождается щемящая мелодия бесцельно проживаемого времени. Этот поток мыслей, эмоций и ассоциаций затягивает нас в омут вечного вопроса: разве такой должна быть настоящая жизнь? С ужасающей простотой описываются злоключения лирической героини в небезызвестной Боткинской больнице, где спасительный юмор чернеет и пугает: «не дай Бог и вам попасть...» Легко ли женщине, образованной и небездарной, существовать в этом безнадёжно-больном социуме? Легко ли осознавать свою беспомощность перед свиными рыльцами, выглядывающими изо всех щелей?.. Вот почему Моцарт кажется героине живее и роднее, чем находящиеся рядом типы, персонажи, манекены, у которых ни страстей, ни увлечённости, ни благородных порывов не наблюдается — один инстинкт потребителя. У американки Эмили Дикинсон есть гениальная строчка: «Правдивейшая из трагедий — самый обычный день». Именно из таких дней и состоит наша жизнь, как бы мы ни старались разукрасить её придуманными праздниками, парадами, фейерверками. Но когда руке Художника удаётся запечатлеть эту трагедию будней на листе или холсте — самый обычный день становится тем прекрасным и одновременно грустным мгновением, из которого вдруг как из зёрнышка произрастает Вечность. Способность Натальи Рубановой заглянуть в глубину человеческого подсознания и придать увиденному литературную форму, кажется мне довольно редким даром, дающим писателю возможность показать «человека не как разумное существо, производящее определённые действия, а как единство настроений и импульсов». Это выражение принадлежит норвежскому писателю Ю. Фоссе, считающему, что только в литературе можно найти понимание человека. Желанию понять себя и своих современников и служит творчество Натальи Рубановой, погружающее нас в тот самый поток «настроений и импульсов», который помогает посмотреть на происходящее со стороны, почувствовать своё единство с безграничным миром, частицей которого является каждый из нас.* Сборник рассказов Натальи Рубановой «Москва по понедельникам» вышел в издательстве «Узорочье» в 2000 году.
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Литература"]
Дата обновления
информации (Modify date): 27.06.01 23:04