Художественные мосты

Испания—Россия

Станислав Айдинян

В цветовых пространствах Мухадина Кишева

Каждый художник, если он не обделен талантом, оставляет впечатление. Мухадин Кишев оставил во мне впечатление, которое захотелось сохранить, придав ему словесную форму, ибо вначале было слово, или, точнее, если обратиться к первотекстам, вначале был Логос — сознающее самоё себя сознание. Оно — не что иное, как Демиург, Творец Вселенной. Художник — творец своего, преображенного его видением, его восприятием, его красками и оттенками мира. Не соревнуясь в масштабах создания с Богом, он тоже творит и успешен именно тогда, когда попадает творчеством своим в золотое сечение гармонии, божественно угаданный миг совершенства.

kishev1.jpg (25714 bytes)

На открытии выставки М.Кишева в Москве. ЦДХ, лето 2000 года

Сегодня мы говорим о Мухадине Кишеве, что рожден шестидесятилетие назад в Кабардино-Балкарии, на Кавказе, в селении Чегем II, чьё имя памятно в связи с прозой писателя Фазиля Искандера, с его известным «Сандро из Чегема». Но это лишь звуковая ассоциация.

С конца 50-х до середины 60-х годов М. Кишев закончил Краснодарское художественное училище и Краснодарский государственный университет. С начала 60-х он участвует во множестве профессиональных художественных выставок, из которых 16 — персональные. Выполнил немало монументальных работ, которые можно видеть в Анапе, Пятигорске, Железноводске, Ростове-на-Дону и в других городах края. Еще учась в университете, он закончил летные курсы при Краснодарском аэроклубе, получил разряд высшего пилотажа на спортивном самолете — столь велика была его тяга к Небу, к романтике... Ему вообще свойственны большая жизненность, «витальность», спортивность, это дает ему силы для творчества, волю, интенсивность взгляда на мир.

kishev2.jpg (26872 bytes)

Двое III. Смеш. тех. 51х63, 1999

Уже в 1973 году он принят в Союз художников СССР, с 1987-го он в Международном союзе художников. В последние годы советской власти немало консультировал молодых живописцев, начинавших тогда свой путь в искусстве. С 70-х по 90-е годы он побывал в восемнадцати странах мира, художественно фиксировал свои впечатления. С 1994 по 1998 год работал в Лондоне в Чизенхэйльских мастерских, с 1998-го по настоящее время живет в Испании, продолжая художественное многоцветие профессионального опыта. В трудах ему помощницей, спутником, другом стала Жаклин Мосс, которая в предисловии к большому альбому, изданному к 60-летию живописца, пишет о Мухадине: «Он одарен внутренним источником бесконечного вдохновения, его картины рождаются сначала в голове и нетерпеливо ждут своего воплощения в живописном виде, порой даже требуя своей реализации. Каждая картина приобретает отчетливое очертание ещё до того, как он принимается за работу, чтобы воплотить образ, возникший в его голове. Для Мухадина цвет — это искусство, а искусство — это цвет, который отражается его чудесным талантом колориста. Его философия интуитивна, она демонстрирует великую мудрость его понимания красоты цвета».

kishev3.jpg (43372 bytes)

Взрыв поисков IV. Смеш. тех. 49х66, 1999

В его творчестве, несомненно, присутствуют и глубинно-национальные мотивы, но оно выходит за традиционные, разработанные многими национальные рамки.

Одной из самых проникновенных работ М. Кишева можно назвать «Аллею любви» (1998). Эта монотипия исполнена по впечатлениям, почерпнутым в парке Ретиро в Мадриде. Здесь в импрессионистически свежем, будто кистью современного Клода Моне созданном, переливчато мерцающем цветовом пространстве, — на шахматной, зелено-красной аллее, с двух сторон «замкнутой» стеной условных деревьев, — стоят, обнявшись, двое. И все цветовое изумрудно-жёлтое сверкающее пространство вокруг — как отражение чувств влюбленных.

Холст М. Кишева «Английские шедевры» (1999) — не просто оригинален, он еще и таинствен. На нем изображены камни древнейшего загадочного памятника, доантичной, атлантической, как полагают некоторые исследователи, эпохи. Это камни легендарного Стонхенджа — гряды камней, стоящих вертикально, сложно сконфигурированных в отношении к звездному небу. Этот памятник имеет не только историко-археологический, не только астрономический, но и эзотерический, мистический характер. О нем создана целая библиотека книг, монографий. Так вот фрагменты изображения Стонхенджа стали прообразом, первомотивом полотна «Английские шедевры» (1999) и холста «Английские сказочные камни». Обе работы созданы за год до завершения века. Первое произведение имеет ночной колорит. Отчетливо видна «прорезанная» каменными блоками, ее заслонившими, луна. Она с синевы неба кладет синевато зелёный пуантилический свет на загадочные камни, властелины вечности. Свечение лунного диска спокойное и загадочное.

kishev4.jpg (27106 bytes)

Английские шедевры. Холст, масло. 55х70, 1999

Что касается «Английских сказочных камней» — колорит абсолютно иной. Тут камни даны в размыто-розовом, с фиолетовым оттенком, всепроницающем свечении почти зашедшего, закатного солнца. А может быть, это — марево рассвета? — и оттого под свечением красного солнечного полушара они напряженно тихи. Будто ожидают чего-то...

kishev5.jpg (19799 bytes)

Движение времени. Акварель. 39х57, 1997

О творчестве Мухадина Кишева можно было бы написать целую книгу — искусствоведческую, эссеистическую или поэтическую. Посчитаем, что заметки «на полях» холстов и листов талантливого и самобытного художника — это своего рода приближение к возможности должной оценки его творчества, которой он, по моему мнению, и по мнению других известных ценителей, безусловно достоин.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Выставки"]
Дата обновления информации (Modify date): 28.08.01 10:38