На открытии выставки М.Кишева в Москве. ЦДХ, лето 2000 года Сегодня мы говорим о Мухадине Кишеве, что рожден шестидесятилетие назад в Кабардино-Балкарии, на Кавказе, в селении Чегем II, чьё имя памятно в связи с прозой писателя Фазиля Искандера, с его известным «Сандро из Чегема». Но это лишь звуковая ассоциация. С конца 50-х до середины 60-х годов М. Кишев закончил Краснодарское художественное училище и Краснодарский государственный университет. С начала 60-х он участвует во множестве профессиональных художественных выставок, из которых 16 — персональные. Выполнил немало монументальных работ, которые можно видеть в Анапе, Пятигорске, Железноводске, Ростове-на-Дону и в других городах края. Еще учась в университете, он закончил летные курсы при Краснодарском аэроклубе, получил разряд высшего пилотажа на спортивном самолете — столь велика была его тяга к Небу, к романтике... Ему вообще свойственны большая жизненность, «витальность», спортивность, это дает ему силы для творчества, волю, интенсивность взгляда на мир. Двое III. Смеш. тех. 51х63, 1999 Уже в 1973 году он принят в Союз художников СССР, с 1987-го он в Международном союзе художников. В последние годы советской власти немало консультировал молодых живописцев, начинавших тогда свой путь в искусстве. С 70-х по 90-е годы он побывал в восемнадцати странах мира, художественно фиксировал свои впечатления. С 1994 по 1998 год работал в Лондоне в Чизенхэйльских мастерских, с 1998-го по настоящее время живет в Испании, продолжая художественное многоцветие профессионального опыта. В трудах ему помощницей, спутником, другом стала Жаклин Мосс, которая в предисловии к большому альбому, изданному к 60-летию живописца, пишет о Мухадине: «Он одарен внутренним источником бесконечного вдохновения, его картины рождаются сначала в голове и нетерпеливо ждут своего воплощения в живописном виде, порой даже требуя своей реализации. Каждая картина приобретает отчетливое очертание ещё до того, как он принимается за работу, чтобы воплотить образ, возникший в его голове. Для Мухадина цвет — это искусство, а искусство — это цвет, который отражается его чудесным талантом колориста. Его философия интуитивна, она демонстрирует великую мудрость его понимания красоты цвета».
Взрыв поисков IV. Смеш. тех. 49х66, 1999 В его творчестве, несомненно, присутствуют и глубинно-национальные мотивы, но оно выходит за традиционные, разработанные многими национальные рамки. Одной из самых проникновенных работ М. Кишева можно назвать «Аллею любви» (1998). Эта монотипия исполнена по впечатлениям, почерпнутым в парке Ретиро в Мадриде. Здесь в импрессионистически свежем, будто кистью современного Клода Моне созданном, переливчато мерцающем цветовом пространстве, — на шахматной, зелено-красной аллее, с двух сторон «замкнутой» стеной условных деревьев, — стоят, обнявшись, двое. И все цветовое изумрудно-жёлтое сверкающее пространство вокруг — как отражение чувств влюбленных. Холст М. Кишева «Английские шедевры» (1999) — не просто оригинален, он еще и таинствен. На нем изображены камни древнейшего загадочного памятника, доантичной, атлантической, как полагают некоторые исследователи, эпохи. Это камни легендарного Стонхенджа — гряды камней, стоящих вертикально, сложно сконфигурированных в отношении к звездному небу. Этот памятник имеет не только историко-археологический, не только астрономический, но и эзотерический, мистический характер. О нем создана целая библиотека книг, монографий. Так вот фрагменты изображения Стонхенджа стали прообразом, первомотивом полотна «Английские шедевры» (1999) и холста «Английские сказочные камни». Обе работы созданы за год до завершения века. Первое произведение имеет ночной колорит. Отчетливо видна «прорезанная» каменными блоками, ее заслонившими, луна. Она с синевы неба кладет синевато зелёный пуантилический свет на загадочные камни, властелины вечности. Свечение лунного диска спокойное и загадочное.
Английские шедевры. Холст, масло. 55х70, 1999 Что касается «Английских сказочных камней» — колорит абсолютно иной. Тут камни даны в размыто-розовом, с фиолетовым оттенком, всепроницающем свечении почти зашедшего, закатного солнца. А может быть, это — марево рассвета? — и оттого под свечением красного солнечного полушара они напряженно тихи. Будто ожидают чего-то...
Движение времени. Акварель. 39х57, 1997
О творчестве Мухадина Кишева можно было бы написать целую книгу — искусствоведческую, эссеистическую или поэтическую. Посчитаем, что заметки «на полях» холстов и листов талантливого и самобытного художника — это своего рода приближение к возможности должной оценки его творчества, которой он, по моему мнению, и по мнению других известных ценителей, безусловно достоин.[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Выставки"]
Дата обновления
информации (Modify date): 28.08.01 10:38