Симпозиумы славистов

Ежи Фарыно

Несколько общих соображений по поводу концептов «Грязный/чистый»

Интуитивно мы безошибочно различаем, что грязно, а что чисто. Без особого труда учим так же различать и детей. Затруднения возникают тогда, когда приходится объяснять другому, что такое чистый и что такое грязный. И труднее всего обучить (запрограммировать) различать машину: в данном случае мы сами должны и больше знать и куда точнее уметь сформулировать нашу интуицию. Самый элементарный первый шаг для такой машинной тестирующей программы — иметь образец чистого состояния. Всё, что окажется отклонением от этого образца в реальном тестируемом материале, — должно квалифицироваться как “нечистое”.

Материалы симпозиума славистов. Вып. № 4, “Утопия чистоты и горы мусора”, Варшава, 1999 г.

Настоящий монографический том хорошо согласуется с предпринятым Секцией Культуры Института Славистики ПАН (Pracownia Kultury IS PAN) проектом Мотивика/мифологемика XIX и XX веков, предварительные материалы которого (о средствах связи, транспорта и о советской эмблематике) публиковались уже в предыдущем, третьем, томе.

Настоящий выпуск открывается работами о том, что и как говорит о мусоре язык, и о статусе мусора и отбросов/нечистоты в разных культурных пластах (традиционная народная культура, культовая практика, утопические программы), а основная его часть посвящена их концептуализации в определённых авторских системах на примере литературы, искусства и театра.

faryno.jpg (21650 bytes)

1. Исторически (этимологически) слова чистый (польск. czysty) и грязный (польск. brudny) не имеют друг с другом ничего общего, тогда как стоящие за ними культурные концепты и обозначаемые ими реальные состояния взаимосвязаны: о чем можно сказать «грязный», о том можно сказать и «нечистый». Но полной симметрии нет: не о каждом «нечистый» можно сказать «грязный», хотя бы и метафорически («нечистое дело» = «грязное дело», но «нечистокровный, не чистой крови» — «помесь»,«полукровка» (польск. «mieszaniec»), но никак не *грязной крови.

Грязный, нечистый — с примесью чего-то (загрязненный воздух, вода), что считается неестественным для данного предмета и нежелательным, портящим его.

Чистый — такой как полагается, без примесей, без искажений (чистая рубашка, чистые руки, но и чистая (настоящая) шерсть; чистый обман, чистая правда; чистый отец — вылитый, точь-в-точь отец; правдивый; чистокровный; чистосердечный).

Чистые руки — умытые, но и честные (которые ничего дурного не (с) делают).

Чистовик — без вычеркиваний, без помарок, окончательный (уже не предполагающий переделок), отвечающий неким принятым требованиям, вариант текста, рисунка, чертежа и т.п.

Составная сема грязного/чистого — наличие/отсутствие примеси чего-то инородного. Но это инородное должно быть особым — не всякая инородность позволяет о чём-то сказать, что оно нечистое или грязное.

2. Грязь — самостоятельна, первична и самородна (завелась грязь или, метафорическое, завелась нечисть); чистота же — несамостоятельна, вторична, так как она результат очистки — чистоту наводят или соблюдают, хранят.

Грязноестихийно, признак попустительства, невнимания, неряшливости, несоблюдения определённой культурной дисциплины; чистоерационально, признак сознательной культурной дисциплинированности, требовательности к себе (следить/ухаживать за собой, блюсти порядок). Неряшливость — невоспитанность, дурная спонтанность, асоциальность, слабость (если и вообще не отсутствие) личностного начала/характера. От неряшливости отучают. Чистота же — воспитанность, социальность, свидетельство сформированного характера, к ней приучают и ей обучают.

Отсюда, вероятно, и такая общеизвестная амбиваленция как грязное греховно и грязноепризнак преобладания начала духовного (практика юродивых) и чистое духовно, свято в одних случаях и чистое греховно в других (грязнуля равно отрицательно, как и чистюля). Отмечаемая рядом этнографов и культуроведов связь святости с чистотой исходит, по всей вероятности, из того, что сакральное, святое — начало организующее и осмысляющее мир и бытие человека.

Тяготение грязного к естественному, природному, стихийному (хаотическому, бесформенному) и тяготение чистого к культурному, регулируемому (оформленному — в отличие от того, что грязными просто и случайно бывают, становятся, а чистыми делаются при помощи намеренных специальных действий: моются, отмываются, очищаются) говорит о том, что под распространенными метафорами (особенно этического порядка) грязный/чистый покоится более устойчивая квалификация именно по признаку неупорядоченный (нерегулированный)/упорядоченный (регулированный) и этим самым нерациональный/рациональный. И здесь, кажется, и следовало бы искать основу для устойчивой в ряде культур (или учений) связи чистого со святостью, этикой, моралью, культурой, воспитанностью и т.д. (ибо святость или культура и есть некая строгость, дисциплина, замысел упорядоченного мира), с одной стороны, и связи того же чистого с греховностью и извращением (чистому тогда приписывается грех рационализма, эгоистической сосредоточенности на материальном/телесном, пренебрежение духовным, самовольное вмешательство в “отприродное”=“дарованное Богом” и т.п.).

3. Двойственность чистоты/грязи. Чистота отприродная (первозданность) и чистота культурная, вторичная (намеренно наводимая и культивируемая) — не одно и то же.

Равным образом и грязь — первичная, отприродная не равна грязи культурной, воспринимаемой как порча чистого.

4. Ввиду такого дуализма следовало бы ввести категорию состояния нейтрального, безотносительного к этим квалификациям — ни грязное и ни чистое. Это, думается, состояния, считающиеся нормальными для данного предмета в нормальных для него обстоятельствах.

Что-то может загрязнять, но само по себе ни грязью, ни тем более грязным не считаться (вино и пятна того же вина на скатерти; нефть/мазут/краска в лампе/моторе/на каркасе и их пятна на полу/на земле/на комбинезоне; при незаконченном обеде уже пустая, но ещё с особо положенными ножом и вилкой, тарелка ещё “чиста” и та же тарелка за тем же обедом, но в ожидании очередного блюда, уже “грязна”).

5. Поэтому культурное (и культивированное) состояние чистый, по всей вероятности, — это такое состояние, когда предмету восстанавливатся его числящееся за ним его состояние (кондиция) “естественное” и даже “первичное” (ср. эксплуатирующие именно эту интуицию рекламные захваливания типа “первой свежести” или “(почти) как новый”), когда (соответствующими усилиями) такому предмету сохранено его “исходное” состояние или когда такой предмет специально предохраняется ото всяких загрязнений/примесей*.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Польша"]
Дата обновления информации (Modify date): 04.07.01 23:20