Новые имена /Графика

Валентин Ежов (Рязань)

Сергей Романов

Русь языческая...

Какие образы рождает ваше воображение, когда вы слышите слова: Стрибог, Берегиня, Мокошь, Род, Овсень, Волкодлак? И это только малейшая толика из пантеона, порождённого нашими пращурами. Мир, в котором жили наши предки, был переполнен мифической жизнью. Мироздание древних славян одухотворено почти до беспредельности. Всё в нём имело свой порядок и смысл, всё имело живую душу и взаимодействовало с человеком. Любой предмет был исполнен тайной причины и надеждой на счастливое его обретение. Именно это состояние слиянности человеческого бытия и синкретического мифа, им сотворённого, мы и называем ЯЗЫЧЕСТВОМ. И как жаль, что при такой мощи и глобальности явления столь мало дошло до нас визуальных свидетельств эпохи язычества. Мелкая пластика из могильных курганов да рисунки орнаментов, пожалуй, и всё. Это неудивительно, ибо монотеистическое христианство, отрицая собой предшествующую идею, сознательно свергало, уничтожало, выжигало любую материальную форму её воплощения.

К счастью, есть Искусство и Художники, воображение и душа которых способны проницать глубь времен. Один из них — Валентин Ежов (1939 г.р.), уроженец села Покровское, Ухоловского района, Рязанской области. Как он говорит сам, эта тема пришла к нему внезапно, в 1987 году, и с тех пор не покидает ни на минуту. За прошедшие годы Валентин создал обширный цикл «Русь языческая». Сотворённая им художественная иконография легендарной эпохи зарождения национальных культурных корней поражает своей многоплановостью.

Условно её можно разделить на три уровня. Первый —космогонический. Здесь Боги-творцы держат в руках своих Силы Природы и Равновесие Мирозданья. Второй — домашний. Мир каждодневного сожития человека и бесчисленного сонма домовых, леших, полевиков, кикимор, шишиг, русалок, банников и прочих персонажей, так сказать, бытовой демонологии. И третий — взаимоотношение простых людей: пахарей, ремесленников, воинов и людей-героев: Боянов, Волхвов, Богатырей — с окружающим их Космосом.

В каждом из них Валентин Ежов создал десятки и десятки образов. Избранная форма — чёрно-белая графика в технике линогравюры и монотипии — позволила максимально точно и тонко выразить тот спектр чувств и мыслей, которые рождало его художественное Я.

Я могу говорить, конечно, только за себя, но мир языческой Руси в работах Ежова какой-то очень свой, родной, русский... И возникает от знакомства с ним удивительно свежее национальное чувство — будто происходит некое омовение... (Материя эта столь сложна и загадочна по природе своей, что и говорить об этом вслух как-то неловко.) И мне кажется, что это одно из самых примечательных и важных художественных достижений творчества рязанского графика Валентина Ежова.

Графика

Триглав. Линогравюра, 1996
Затмение. Монотипия, 1997
Раздвоение II. Тушь, 1998
Клятва. Линогравюра, 1996
Возвращение. Линогравюра, 1994
Капище. Линогравюра, 1997
Новая вера. Линогравюра, 1996
На рубеже. Линогравюра, 1998
Поклонение. Линогравюра, 1998
Раздвоение. Монотипия, 1997
За прялкой. Линогравюра, 1995
Гамаюн. Монотипия. 1997
Начало. Монотипия
Волки. Монотипия, 1997


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Провинция"]
Дата обновления информации (Modify date): 03.06.01 18:18