Информация
к размышлению
Галина
Ельшевская
***
Наринэ Золян, Арутюн
Зулумян. (ZxZ).
«В предчувствии катастроф». Галерея Spider&Mouse.
За
последние три года это четвертая выставка Наринэ
Золян и Арутюна Зулумяна в галерее Spider&Mouse.
И уже можно сказать, что постоянная тема этих
художников — массовое сознание, его мифологемы и
фобии. В отличие от москвичей, они не боятся
патетики, вообще не боятся масштабности —
выходов в геополитику и глобальную статистику,
апелляции к целостным людским сообществам.
Социально «горячий» хроникальный материал в их
проектах представлен и трактован не по-московки
непосредственно; и язык актуального искусства
как бы под воздействием болевых векторов
актуальной реальности «спрямляется» почти в
прямую речь.
Название
проекта «В предчувствии катастроф» — как ни
парадоксально, являет фигуру речи почти
успокоительную. Сценическая площадка выстроена
таким образом, что предчувствие оборачивается
чувством самым отчетливым, «совершенного вида».
Притом тотальным: со всех мониторов идут кадры
видеосъемок с мест экстремальных событий, и
зеркала отражают только эту, единственную
реальность; в скрежете звуков можно иногда
угадать захороненные обломки мелодий — старого
танго, например, однако шум и гул погребает под
собой музыку. Землетрясение, взметенный в небо
огонь и туда же в страхе взлетающие птицы,
извлечение тел из-под завалов, автомобильные и
железнодорожные крушения — все очень конкретно,
все зафиксировано камерой, и, значит, было и
существует «здесь и сейчас».
Очень
хочется назвать это реалистическим искусством;
видимо, современный реализм и есть соединение
документа с инсталляцией. Кольцо детской
железной дороги с протискивающимися сквозь
туннели паровозиками (они протискиваются с
трудом и со скрипом) являет метафорический
«ключ» к рассказанной истории. Открытому
движению в кадре — там поезд шел на нас и
проносился над нами — здесь противостоит
замкнутое движение по кругу; однако оно не
уберегает от катастрофы и, более того,
оказывается ею чревато: паровозики-игрушки то и
дело сходят с рельсов, оставаясь лежать на
обочине, среди камней и щебенки. В разнообразных
зеркальных ракурсах видеоряда все события
словно возвращаются в исходный круг — в
пространство, где мы, собственно, и пребываем, по
кругу двигаясь. Это наше сознание,
сформированное экстремальными ситуациями,
воспринимает их не как девиацию, а как норму, и
оттого в монотонном, неизменном и заведомом
вращении жизни уже предусмотрены знаки беды —
ловушки, перед которыми непременно спасуешь,
гадательность всякого поступательного шага.
Сознание катастрофическое; переключить его
нельзя. Однако можно подставить зеркало, и можно
оглушить концентрацией звуков и образов.
Авторы
вполне концептуально выстраивают свою
конструкцию «от слова». Но, материализуясь (или
материализовавшись), слово становится делом,
отвлеченную концептуальность по дороге теряя. И
здесь тот пункт, благодаря которому армянский
проект на московской художественной сцене
выглядит вполне неожиданно.

Фрагменты
выставки группы ZxZ (Наринэ
ЗОЛЯН / Арутюн ЗУЛУМЯН) «В предчувствии
катастроф», апрель 1999 года, галерея «Spider&Mouse».

Галина
Ельшевская на выставке группы ZxZ «В
предчувствии катастроф», апрель 1999 года,
галерея «Spider&Mouse»
[На
первую страницу (Home page)] [В
раздел "Живопись"] [В
раздел "Выставки"]
Дата обновления
информации (Data modified): 10.01.05 13:34