Информация к размышлению

Галина Ельшевская

***
Наринэ Золян, Арутюн Зулумян. (ZxZ).
«В предчувствии катастроф». Галерея Spider&Mouse
.

За последние три года это четвертая выставка Наринэ Золян и Арутюна Зулумяна в галерее Spider&Mouse. И уже можно сказать, что постоянная тема этих художников — массовое сознание, его мифологемы и фобии. В отличие от москвичей, они не боятся патетики, вообще не боятся масштабности — выходов в геополитику и глобальную статистику, апелляции к целостным людским сообществам. Социально «горячий» хроникальный материал в их проектах представлен и трактован не по-московки непосредственно; и язык актуального искусства как бы под воздействием болевых векторов актуальной реальности «спрямляется» почти в прямую речь.

Название проекта «В предчувствии катастроф» — как ни парадоксально, являет фигуру речи почти успокоительную. Сценическая площадка выстроена таким образом, что предчувствие оборачивается чувством самым отчетливым, «совершенного вида». Притом тотальным: со всех мониторов идут кадры видеосъемок с мест экстремальных событий, и зеркала отражают только эту, единственную реальность; в скрежете звуков можно иногда угадать захороненные обломки мелодий — старого танго, например, однако шум и гул погребает под собой музыку. Землетрясение, взметенный в небо огонь и туда же в страхе взлетающие птицы, извлечение тел из-под завалов, автомобильные и железнодорожные крушения — все очень конкретно, все зафиксировано камерой, и, значит, было и существует «здесь и сейчас».

Очень хочется назвать это реалистическим искусством; видимо, современный реализм и есть соединение документа с инсталляцией. Кольцо детской железной дороги с протискивающимися сквозь туннели паровозиками (они протискиваются с трудом и со скрипом) являет метафорический «ключ» к рассказанной истории. Открытому движению в кадре — там поезд шел на нас и проносился над нами — здесь противостоит замкнутое движение по кругу; однако оно не уберегает от катастрофы и, более того, оказывается ею чревато: паровозики-игрушки то и дело сходят с рельсов, оставаясь лежать на обочине, среди камней и щебенки. В разнообразных зеркальных ракурсах видеоряда все события словно возвращаются в исходный круг — в пространство, где мы, собственно, и пребываем, по кругу двигаясь. Это наше сознание, сформированное экстремальными ситуациями, воспринимает их не как девиацию, а как норму, и оттого в монотонном, неизменном и заведомом вращении жизни уже предусмотрены знаки беды — ловушки, перед которыми непременно спасуешь, гадательность всякого поступательного шага. Сознание катастрофическое; переключить его нельзя. Однако можно подставить зеркало, и можно оглушить концентрацией звуков и образов.

Авторы вполне концептуально выстраивают свою конструкцию «от слова». Но, материализуясь (или материализовавшись), слово становится делом, отвлеченную концептуальность по дороге теряя. И здесь тот пункт, благодаря которому армянский проект на московской художественной сцене выглядит вполне неожиданно.

ktstrf-1.gif (18985 bytes)    ktstrf-2.gif (20722 bytes)

Фрагменты выставки группы ZxZ (Наринэ ЗОЛЯН / Арутюн ЗУЛУМЯН) «В предчувствии катастроф», апрель 1999 года, галерея «Spider&Mouse».

ktstrf-3.gif (32500 bytes)

Галина Ельшевская на выставке группы ZxZ «В предчувствии катастроф», апрель 1999 года, галерея «Spider&Mouse»


[На первую страницу (Home page)]   [В раздел "Живопись"]  [В раздел "Выставки"]
Дата обновления информации (Data modified): 10.01.05 13:34