Журналы России / «Запад России»

Геннадий Цуканов 

Там, где покоится прах Канта

Название быстрое и решительное, как выпад мушкетерской шпаги, — «Запад России». Подзаголовок, разумеется, более растянут —художественно-публицистический журнал калининградских писателей.

Сразу приходит в голову несколько ехидная мысль: «А есть ли в этом журнале что-то специфически «западное», поморски-приграничное?»

Но уже с первых страниц об этом своем ехидстве забываешь. Проза В.Карпенко, которой начинается номер, сама по себе, вне всяких «восточно-западных» параллелей и аналогий, притягивает тонким и взволнованным лиризмом. Одно название первого рассказа весьма оригинально в дерзком словостолкновении — «Блажной и Сольвейг». И думается после прочтения, что автор прав: никогда и нигде из бесчисленных Верок (героиня повествования) не вырастут Сольвейги, если на их жизненном пути не встретятся Блажные. В.Карпенко безукоризненно точно нашел и сотворил художественный образ-символ прекрасного в лице Блажного.

Главный редактор С.Погоняев вряд ли смог бы найти более удачное произведение для зачина, ибо после прозы Вячеслава Карпенко читатель «пойман» в капкан настоящей, хорошей литературы.

После этого уже неудивительно, что от рассказа Г.Озерова «Сомовские страдания» тоже радостно вспыхнут самые привередливые читательские глаза: из самого обычного, почти банального сюжета автор сумел создать динамичное и глубоко интригующее действо. Громадную роль в этом сыграло виртуозное владение языком.

Не хочется делать никаких качественных характеристик и выводов, ибо задача состоит в простом представлении журнала «Запад России», но проза данного номера заслонила поэзию: она разнообразней, современней, интересней соседствующих с нею стихотворных строк. Но это, разумеется, субъективный взгляд, а не истина в последней инстанции...

Хочется особо отметить «заголовочную» смелость и удачливость рубрик вообще, а название отдела «Литературная Ганза» выше всяких похвал. Приведу маленький отрывок из вводного слова редакции и станет понятным глубокий культурный и нравственный смысл этого раздела:

«Только духовность и вера в созидательную силу народа, нации, не обособленных в «консервной банке» своих политических границ и амбиций, способны противостоять дьявольскому насилию, лжи, подмене ценностей, стяжательству, в которых мы оказались. Что может быть выше роскоши человеческого общения? И в этом общении — важен обмен опытом культуры. Ибо сколько бы ни говорили о сложностях времени, о смене приоритетов, есть три слова, определяющих нравственный стержень человека: душа, совесть и честь. На разных языках они звучат по-разному, но суть остается самоценностью.

... В этот раз наши читатели встречаются с литераторами Литвы в «Ганзе литературной», так же как наши писатели приходят к любителям литературы на страницах журнала «Вильнюс» и клайпедского альманаха «Балтия»».

zapad-ob.gif (43426 bytes)

Главный редактор Сергей Погоняев
Телефон: (0112) 21-55-83

Уже вовсю бушует «западный литературный ветер», а думать об этом как-то недосуг. Интересно читать, интересно узнавать, а не ехидничать.

В разделе «Тени былого» В.Кочнов опубликовал историческую зарисовку «Князь литовский Ольгердова рода». Автор создал любопытную и сюжетно напряженную амальгаму, в которой блестки художественного вымысла органично вкраплены в реалии середины XVI века. Какая-то новая, доселе неизвестная многим читателям грань суровой эпохи Речи Посполитой приоткрылась в густом тумане восточноевропейского Средневековья.

Несколько устрашающее название работы Л.Калинникова «”Вещь в себе” и поэзия» не должно пугать читателя. Сначала подзаголовок несколько расшифровывает основную суть статьи: И.Кант в поэме А. Белого «Искуситель». Тут же вслед за этим самое первое предложение исследования ставит точки над i: «Речь, конечно, идет не о Канте, не о его грандиозной системе, а о влиянии Канта на творчество Андрея Белого, русского философа и поэта...»

Л.Калинников успешно справился с основной трудностью подобных работ: его нельзя назвать ни «литературоведствующим» философом, ни «философствующим» литературоведом. Теоретический инструментарий обеих наук помогает Л.Калинникову вдумчиво и глубоко раскрыть содержание трудной для понимания поэмы А.Белого. Становится более понятным путь от:

Уж с год таскается за мной
Повсюду марбургский философ...
Мой ум потопит в мгле ночной
Метафизических вопросов.

до:

Сжимаю жадно желтый фолиант.
Строка несет и в берег бросит: Кант!..

Но путь этот нелегок, труден и тернист. В искусстве и науке нет удобных дорог.

Неожиданно вспыхивает догадка: «А ведь и «Запад России» прошел тернистый путь становления!»

... В мою задачу не входит разбор, пусть и очень краткий, всего номера журнала. Свою сверхзадачу я вижу в другом: соответствует ли название «Запад России» содержанию. Другого названия, мне кажется, просто нельзя представить. Мало того, что журнал состоялся, он имеет свое неповторимое лицо, свой уникальный образ. «Запад России» будет заметен среди самых громких имен коллег-журналов.


[На первую страницу (Home page)]                   [В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 10.01.05 13:19