Лаборатории

Геннадий Цуканов

Авангарда таинственный лик

В марте 1999 года в Москве проходила Лаборатория режиссеров и художников театров кукол под руководством кандидата искусствоведения Ирины Павловны Уваровой. Это уникальное явление почти четыре года было в «замороженном» состоянии. Но с помощью Дж. Сороса Лаборатория возобновилась и, как признались инициаторы проекта и участники, «мы, игнорируя трехлетнюю паузу в занятиях, приступили к нынешнему авангарду, носящему множество имен и проходящему у нас под расширенным термином “концептуализм”».

...А начиналась эта поистине «алхимическая» Лаборатория в семидесятые («застойные»!) годы. Это бурное собрание кукольников относилось тогда лишь к театрам кукол Урала, Западной Сибири и Алтая. Это закономерно. Процессы авангардистского характра в кукольном царстве взвихрились на Урале поначалу. А прославленный магнитогорский театр «Буратино», по изящному выражению руководителей возобновленной Лаборатории, «проткнул носом рутинные занавески и заглянул, куда обычно театры не заглядывают».

...Удивительно и радостно не только то, что Лаборатория вновь зажила полно и ярко. Важно и продуктивно другое. Кабинету театров для детей и юношества и театров кукол СТД РФ удалось опубликовать сборник материалов лабораторных занятий всех пяти дней работы. Название этой оригинальной и по оформлению и по содержанию книги, разумеется, соответственное: «Ритуал. Театр. Перформанс».

Авангард, будь то в театре, живописи, литературе, пугает часть аудитории не столько своими художественными свершениями-акциями, сколько терминологией, сопутствующей его деятельности. Хотя бы все те же «перформанс», «концептуализм» или, еще круче, — «инсталляция»! Этот сборник в густом и насыщенном интеллектуальном контексте одушевляет и очеловечивает многие терминологические и непривычные для уха «страшилки». Идеи Бахтина, Станиславского, Гротовского...

Весьма откровенно и поучительно «Примечание к I дню занятий»: «Программа была предельно насыщена, для большинства участников Лаборатории информация, содержавшаяся в лекциях В.В.Пацюкова, И.М.Бакштейна, оказалась столь оглушительной и даже агрессивной, что некоторая часть участников совершила попытку тайно покинуть аудиторию и несколько отдохнуть. За время работы Лаборатории более такая попытка не повторялась, метод погружения имел возможность показать себя вплоть до окончания занятий 8 марта».

Для чего, казалось бы, кукольникам такая мозговая атака? Как поясняют свою идею зав. кабинетом О.Л.Глазунова, вед. специалист Е.Л.Точилко и И.П.Уварова: «Театр кукол, синтетический по своей природе, питается от иных искусств, потому, как и чем дышит звук новой музыки, какую акцию проводит художник, манифестируя новое переживание, и как японцы играют Еврипида — все это так или иначе, переплавившись, достигнет театра кукол. Вот почему кукольник, режиссер, художник, мастер и по возможности актер должны быть напитаны эстетической информацией сверх меры.

В идеале через них должны пройти все энергетические излучения от искусств. Тогда только от кукольника можно ждать ни на что не похожего и не с чем не связанного, оригинального решения».

...Давайте зададимся вопросом. А многое ли мы знаем об авангарде, «непокорном» детище XX века? Пора учиться, господа. И этот сборник — прекрасное руководство на пути в «страну Авангардию».

laborat1.gif (24931 bytes)

Работа Лаборатории, а также публикация материалов лабораторных занятий осуществлены благодаря финансовой поддержке Института «Открытое общество».

Над сборником работали:

И.Уварова (редактор)
О.Глазунова
Е.Точилко
М.Пожарицкая (иллюстрации)
Е.Корсина (дизайн и верстка)
З.Тихонова (корректор)


[На первую страницу (Home page)]                   [В раздел "Театр"]
Дата обновления информации (Modify date): 08.01.05 15:36