Память

Геннадий Цуканов

Дымчатые окуляры Збышека Цибульского

Казалось, что душу, мозг и сердце взрезали зубчатым, тупым ножом. Всё внутри кровоточило и саднило — и никто вокруг не видел вспенившийся буро-красный поток. Нервность, порывистость, ранимость, беззащитность, агрессивность, вспыльчивость, жестокость беспричинная, бессильная злость, безысходная тоска, жажда любви, половое созревание, сродни взламыванию льда по весне, идеально-платононические мечтания, безумные сексуально-эротические ночные видения, первые сигареты и выпивки до рвоты, первые бессильные попытки творить стихи... Как трудно вынести худому шестнадцатилетнему телу такое нескончаемое давление: трещали ребра и черепные кости. А город, прекраснейший в мире, ибо весь до чёрточки изласкан морем, исцелован бухтами и заливами, изнежен запахами водорослей, избалован неизбывной шарманкой прибоя, счастливый и покрытый мурашками сопок от сей благодати — такой город ничем не мог помочь. Хотя носил горделиво-самодовольное название — Владею Востоком-Владивосток, — больше всего ему подошло бы другое: Гейшеград. Японское море нежно и крепко держало его солеными, неутомимыми в ласках пальцами-волнами. Не мужество дарил город, а расслабленную, вязкую томность вливал во все желания.

... До самоубийства оставалось полшага. Или можно было пойти в «шестерки» к мелким уличным бандитам для придания хоть какой-то терпкости существованию. Одним словом — выбор неумолимо назревал.

Книги не спасали уже. Прежним сладким ароматом и чувственным трепетом не веяло от приключений и судеб всевозможных героев. Глаза и спящее воображение хорошо заточенными коньками скользили по строчкам, словно неудержимо и бессмысленно неслись по бесконечной ледяной горке.

Очередной сентябрь своим всегдашним для Приморья буйством красок, перезревшей несколько летней красотой, но оттого еще более влекущей и зазывной захлестнул, взвихрил и почти уже унес в небытие потерявшегося подростка-полуюношу. Все купальни и пляжи под прозрачным с утра до вечера небом практически пустеют в этот лучший из месяцев. То ли толпа понимает, что лето несмотря ни на что закончилось, пора и честь знать, то ли действительно время отпусков проходит. Но когда удираешь с уроков, этак часикам к десяти утра, быстро сбрасываешь одежду в раздевалке и по едва теплым еще доскам прохода мчишься к ребристому водному бесконечью — ты один на один с морем: теплым, прозрачным, ласковым, пустынным, омедузенным, оводоросленным, женственно опытным в своих освежающих объятьях. Можно заплывать бесконечно далеко: халтурщиков спасателей больше нет и никто не потревожит монотонный брасс неутомимого пловца. Да если даже и усталость одолеет, море не примет легко и свободно покорную жертву в свое бездонное лоно, хоть на душе творится такое, что и не очень-то и возражаешь против безвозвратного погружения. Пенные волны Амурского залива нежно погладят по щекам и еле слышно всплеснут: «Рано, дорогой, тебе на вечный покой. Ох, как рано. Помучайся, пострадай, помыкайся, поживи на поверхности, а сюда, на дно, еще успеешь...»

Но сколько ни плескайся, сколько ни ныряй с вышек и пирса, сколько ни заплывай вровень с горизонтом, возвращаться-то нужно все равно. И с каждым удаляющимся от моря шагом красота истаивает, испаряется. Так же неумолимо уходит и растворяется спокойствие и умиротворение. Студенистые, мертвенно-белые шлепки медуз кляксами сопровождают самые первые тяжелые следы на песке, ведущие от прекрасного к гадкому. Бесшумными, крадущимися шагами приближался тот день, когда и мучительно нежелаемого возвращения от моря к городу просто уже не будет...

И все же иногда животворяще поднимать взор от земли к выси: в ста метрах от пляжа прямоугольной раковинкой стояло на возвышении небольшое одноэтажное зданьице. Сзади море еще своим настойчивым урчанием волн подталкивает-подсказывает: «Зайди, не пожалеешь!» В спутанных, бессильно обвисших мозгах вспыхивает нечто похожее на мысль. Действительно, ведь это неказистое строеньице совсем недавно еще дарило много светлых минут и даже часов. Как же так могло напрочь вылететь из головы, что сей околопляжный храм — кинотеатрик повторного фильма под сухим и шершавым канцелярским ярлыком над входом: «Хроника». Дороже 40 копеек здесь никогда не продавались билеты, даже на десятый ряд последнего сеанса. В кармане случайно завалялся двугривенный и на первые ряды такой суммы больше чем достаточно. Народу совсем немного — несколько неприкаянных бичей-мореманов, да десятка два пресной безликой публики. Дело, наверное, не только в дневном времени, но и в довольно мрачном, маловразумительном названии фильма — «Пепел и алмаз». А, хуже того не будет, что мерзкого творится в душе; пепел, так пепел, алмаз, так алмаз...

Но что это? С первых кадров скромной черно-белой картины пахнуло стылым дыханием такой всамделишной трагедии, которая властно и неотпускаемо сдавила горло, перехватив дыхание. А этот молодой круглолицый брюнет в темных очках, почему он так нервен, взрывчат, незащищенно порывист и совсем невоинствен, даже когда строчит из засады по машине, уверенно водя автоматом и убивая двоих невиновных людей? Потому что и верблюду становится ясным, что пули эти рано или поздно вернутся рикошетом-бумерангом и уничтожат убийцу. Странно, впрочем, но это, в общем-то заслуженное и единственно верное слово — убийца, — так и не пристает к молодому герою в ночных очках. Да и носит имя он такое доброе, быстрое, легко срывчатое с губ, словно воробышек вспархивает стремительно со скамейки: Ма — цек! Или каблучок девичий соприкасается дробно с асфальтом: м — цок, м — цок, м — цок...

И не нужно слов никаких, чтобы понять-оправдать Мацека, и так ясно: его подставили. Война закончилась, фашистов прогнали и поляки стали убивать поляков. Молодые молодых, в основном. Иногда и пожилых, и старых, но чаще, конечно, молодых. И глаз нельзя оторвать от немного курносого Мацека, от его развинченных рук, которые трепещут, словно птицы-подранки. Да и весь он насквозь живой, импульсивный, весенний, почему-то излучает не только свет, но и стальной отблеск смерти. Ведь когда он танцующими предгибельную пляску руками зажигает рюмки со спиртом на стойке бара, то будто сразу десяток маленьких вечных огней возжег. А один огонек, яснее ясного, по нему самому горит, это по живому-то... Мацек вспоминает погибших друзей, двигая рюмки, словно шашки на доске. И спичку жует из угла в угол рта, и девушку Кристину, барменшу, заводит умело и агрессивно. И вновь поверх всяких слов пробивается неумолимая истина: они полюбили друг друга почти мгновенно и по-настоящему. И любовь их будет коротка, и хрупка, и зыбка, как прозрачный огонек горящего в рюмке спирта.

cybulsk.gif (37435 bytes)

А потом зачем-то Мацеку нужно во что бы то ни стало довыполнить приказ: убить коммуниста, секретаря комитета с чудной фамилией Щука. Но он не хочет больше убивать, он хочет просто жить и быть счастливым. Так ясно и просто, и так недостижимо почему-то для него. И страшный приказ будет исполнен под звуки праздничного победного салюта. Ракеты то и дело освещают происходящее, пока не гаснут над лужей, в которой лежит неподвижно тело убитого Мацеком Щуки. И опять все бурно противится и восстает внутри, когда нужно вроде бы справедливо назвать Мацека — убийца. И снова не нужно никаких слов для размышлений: работает подсознание, внутренний неслышный голос.

А когда патруль преследует невыдержавшего и неожиданно сорвавшегося в последний рывок Мацека и стреляет, стреляет, то становится даже страшней и горше, чем когда он сам убивал тех двоих в машине и Щуку. И не объяснить этого щемящего страха, и почти бабьей жалости к смертельно раненному среди сохнущего белья герою. Да разве можно и нужно объяснять страдание по погибающему любимому человеку?! Ибо, погибая, Мацек-Цибульский оставлял неосязаемо легкую, неуловимо-прозрачную дымку взволнованного настроения, которое получается само собой после встречи с гениальной игрой. Ах, как пошло-поверхностно звучит по отношению к Збигневу Цибульскому артистическое словечко — игра. Нет, Збышек не играл, не лицедействовал — он жил. И погибал. На бескрайней свалке мусора. Мучительно тяжело оставляла жизнь его тело. А душа Мацека вся без остатка была отдана зрителю.

И благодарный, вросший в кресло подросток, незаметно для самого себя, оставлял в этой груде мусора многие свои непонятные никому метания. Один Мацек Хелмицкий, вот он всё понял и перед смертью вобрал в себя и унес с собой нестерпимо саднящую сердечную боль полуюноши. Никогда и никем неразгаданная магия искусства. Гипнотическое действие кино. Волнующая и ни с чем несравнимая аура темного зала. Наваждение. И просветление, которое древние греки назвали загадочным словом — катарсис. Иначе — очищение духа зрителя страхом и состраданием, когда он смотрит в театре трагедию. Только народ моряков и художников мог додуматься до этого. Только редкие кинофильмы поднялись в своем мастерстве до уровня древнегреческой трагедии. Только рядом с морем, глядя картину «Пепел и алмаз», можно было вылечиться от страшных духовно-умственных конвульсий переходного возраста...

... А было это в сентябре 1967 года. Уже девять месяцев с того жуткого дня, когда Збышек Цибульский трагически погиб, прыгая в отходящий поезд...


[На первую страницу (Home page)]         [В раздел "Польша"]
Дата обновления информации (Data modified): 03.01.05 13:11